Арт-путешествие в Бельгию с искусствоведом

На ноябрьские праздники у нас добрая традиция — ездить в арт-путешествия в Европу!
Каждый раз страну и города выбираем разные — на этот раз была Бельгия и четыре замечательных города: Брюссель, Брюгге, Гент и Антверпен. Наш проводник в мир бельгийского искусства Елена Забродина подготовила для наших слушателей подробнейшую программу поездки!
Во время путешествия мы узнали, почему Ренессанс – это не только Италия; посмотрели на загадочные картины Босха и выяснили, откуда берутся монстры на картинах любимого художника испанских королей; увидили единственную скульптуру Микеланджело за пределами Италии; провели великолепные выходные в компании Рубенса, Брейгеля, Ваг Гога и других мастеров! Было здорово! а теперь подробности и как всегда фото-отчет.

Итак, первый день бельгийского уикэнда начался в Брюгге. Центр этого средневекового города — одна большая достопримечательность. Здесь Вы не встретите небоскребов, широких дорог с большим скоплением автомобилей, огромных торговых центров. Кажется, что время в Брюгге остановилось — старинные часовни, рыночная площадь, архитектура до сих пор выглядят так, как пять столетий назад.

  • Наше знакомство с живописным городком началось с пешей прогулки до Музея Гронинге. Лектор поведал об истории Брюгге, о ранней фламандской живописи. Большой упор был сделан на фигуру Яна ван Эйка, который тесно связан с городом. Здесь художник жил и творил с 1431 года и до самой смерти. В коллекции Музея Гронинге хранится первый подписанный художником портрет — портрет его жены Маргарет. На раме расположена надпись на латыни: «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Как умею». Предполагается, что последние слова принадлежат самому ван Эйку. Также нам удалось увидеть воочию известный триптих Иеронима Босха «Страшный суд», «Снятие с Креста» Ганса Мемлинга и работы Рогира ван дер Вейдена.
  • Еще несколько шедевров Северного Возрождения встретились нам в Госпитале Св.Иоанна, который часто называют Музеем Мемлинга. Это логично, ведь в стенах здания, одного из старейших сооружений Европы (XI -XII вв.), хранится шесть работ Ганса Мемлинга. В госпитале нас впечатлил алтарь «Обручение св. Екатерины», который выполнен живописцем в 70-х годах XV века. Кстати, музей славится тем, что многие работы художников хранятся в коллекции с момента написания.
  • Несмотря на то, что мы отправились в путешествие к искусству Северного Возрождения, в Брюгге нам встретилась частичка Италии. В Церкви Богоматери хранится единственная скульптура Микеланджело, которая была вывезена за пределы Италии при жизни мастера. Прекрасную «Мадонну с младенцем» купил влиятельный купец из Брюгге Ян де Мускрон, который вел в Италии продажу фламандских тканей. Елена Забродина подробно рассказала нам о жизни и периодах творчества итальянского скульптора.
  • День в Брюгге мы решили завершить прогулкой по каналам городка, чтобы посмотреть на достопримечательности с другой стороны. Если попытаться описать все ощущения тремя словами — Брюгге нас очаровал. Настоятельно рекомендуем посетить город, если интересуетесь искусством и историей.

Второй день мы провели в самом большом городе Восточной Фландрии. Гент славится атмосферой средневековья, обилием учебных центров и архитектурным ансамблем, в центре которого стоит изысканный собор Святого Бавона. Туда мы и отправились в первую очередь. «Почему?» – спросите вы.

  • В соборе хранится важный шедевр мировой культуры — знаменитый «Гентский алтарь», который написан Яном и Хубертом Ван Эйками в XV веке. Елена Забродина, историк искусства и наш спутник в мир живописи Бельгии, превратила поход к алтарю в увлекательную лекцию. Произведение описывает сюжет поклонения Агнцу из Откровения Иоанна Богослова.
  • Открытый вид Гентского алтаря – это масштабная, поражающая картина мира, где торжество Бога устанавливается через вполне реальную материальную роскошь и красоту, наполненную божественным разумом. Алтарь впечатляет своими размерами: он состоит из 24 панелей, а высота алтаря в центральной части – около трёх с половиной метров.
  • Биография алтаря драматична: за шесть столетий на сторону шедевра выпало немало испытаний. Его постоянно пытались заполучить как нечто ценное. Полиптих пережил несколько войн, стал жертвой глупости расчетливого викария, даже побывал в плену у нацистов. Но каждый раз алтарь чудесным образом возвращался в начальную точку — собор Святого Бавона. Однако, не все створки сохранились в оригинальном виде, некоторые заменены копиями. Так, например, в 1934 году была похищена створка «Праведные судьи» с изображением на обороте Иоанна Крестителя. Событие именовали «кражей века». Таинственный похититель требовал вознаграждение за возврат картины, но по итогу следствие затянулось. История закончилась лишь подозрениями.
    Как и многие крупные шедевры, работу ван Эйков окружает множество тайн. «Гентский алтарь» просто требует детального изучения. Если Вы поклонник искусства Северного Ренессанса, обязательно обратите внимание на это произведение.

Музее изящных искусств славится богатой коллекцией, охватывающей период от Средних веков до XX века. Здесь наша группа провела очень много времени! Можно долго перечислять имена художников, чьи работы представлены в выставочных залах «Museum voor Schone Kunsten». Под одной крышей собраны работы реалистов, импрессионистов, представителей символизма, экспрессионизма, сюрреализма и многих других. Нам повезло попасть и на долгосрочную выставку картин русских художников-авангардистов, которая открылась в гентском Музее изящных искусств совсем недавно.

  • Из самых известных полотен в постоянной экспозиции находятся — «Святой Иероним за молитвой» Иеронима Босха, «Портрет Джованни Паоло Корнаро» Тинторетто, «Портрет клептомана» Теодора Жерико, «Юпитер и Антиопа» Антониса ван Дейка и эскиз знаменитой картины Рубенса «Бичевание Христа».
  • Историк искусства Елена Забродина, сопровождающая нас в арт-путешествии, провела подробнейшую экскурсию по этому прекрасному выставочному пространству. Лектор познакомила нас с творчеством бельгийских мастеров, рассказала много интересных историй о Золотом веке голландской живописи, не упустила из вида и коллекцию скульптур, представленных в MSK.
  • Кстати, о нидерландских живописцах. В музее мы увидели портреты мастера Франца Хальса, на которого равнялся Ван Гог. Художник говорил о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…» Также Ван Гог неоднократно восхищался умением Франца работать с черным цветом и даже насчитал в его работах 27 оттенков этого благородного цвета.✔️Мы настоятельно рекомендуем Вам зайти в Музей изящных искусств, если будете в Генте. Кратко ознакомиться с коллекцией, чтобы представить масштаб экспозиции, можно на официальном сайте музея: www.mskgent.be/nl/collectie

Бельгийский город Антверпен — здесь мы провели третий день ноябрьского арт-путешествия. Антверпен гармонично сочетает атмосферу Средневековья и темп большого города. Мы рекомендуем отправится сюда тем, кто изучает изобразительное искусство и скульптуру.

  • В этом месте собрано огромное количество достопримечательностей, а коллекции музеев, действительно, богаты шедеврами. Королевский музей искусств, музей Майер-Ван-Ден-Берг, Дом-музей Рубенса, Академия моды и даже Музей алмазов — лишь малая часть того, что ждет искушенного туриста. Кстати, о том, что у Антверпена особые отношения с художниками, вы поймете, когда будете прогуливаться по улочкам и встретите на пути памятники известным фламандским живописцам.
  • Антверпен тесно связан с именем Рубенса. Говоря о художнике, прежде всего, необходимо посетить его дом — настоящий шедевр, оставленный потомкам🏡
    Дом Рубенса в Антверпене прочно закрепился в списке достопримечательностей Бельгии. Еще бы, ведь в этой мастерской были созданы знаменитые полотна живописца, одного из основоположников барокко. Сюда приходили работать и учиться многие талантливые художники Антверпена🎨Былая художественная атмосфера сохранилась в доме до сих пор✨
  • Отдельные хранители искусства Антверпена — соборы. Нас особенно поразила церковь Святого Павла, которую с уверенностью можно назвать жемчужиной барокко. Уже на входе в изящный готический собор мы познакомились с поражающей скульптурной группой под названием «Голгофа», которая расположена у западной стены здания. Группа состоит из 63 библейских скульптур, которые расположены на искусственном холме, изображающем фрагмент Елеонской горы. Работа описывает сцену распятия.
  • Попав в церковь Святого Павла, переносишься в воздушную эпоху барокко. Светлые стены собора пышно украшены барочной резьбой, орнаментами и скульптурами нидерландского мастера Артуса Квеллинуса Старшего. Церковь хранит большую коллекцию полотен фламандских художников, среди которых много работ живописцев школы Рубенса. Из наиболее известных работ мы встретили «Бичевание Христа» Питера Пауля Рубенса и «Несение креста» Антониса Ван Дейка. Мраморный алтарь собора украшает картина Корнелия Селса «Снятие с креста».

Арт-поездка продолжается.
Это непередаваемые ощущения — мы так много говорим о шедеврах на лекциях, а теперь стоим перед ними, любуемся своими глазами, ощущаем магию произведений великих мастеров Ренессанса.
За спиной три города и масса впечатлений: Брюгге, Гент, Антверпен.

Заключительный четвертый день мы провели в Брюсселе.
Первая половина дня — прогулка по району Модерна или Ар Нуво
Архитектура Брюсселя в деталях.
Изящные решетки, растительные орнаменты, яркое оформление.
Архитекторы: Эрнест Блеро, Поль Коши, Виктор Орта.

И ещё немного бельгийского Ар нуво:

  • Знаменитый особняк Сен-Сир (Maison Saint-Cyr), созданный Гюставом Стровеном в 1901-1903 годах для художника Жоржа Сен-Сира. Стиль этого дома иногда называют барочным модерном.
  • Особняк Этвельде (объект ЮНЕСКО) -работы Виктора Орта.
  • Rue Defacqz 48 – особняк, спроектированный Полем Анкаром (Paul Hankar) для художника-символиста Альбера Чамберлани. Эскизы рисунков для фасада выполнил сам заказчик.
  • Музей Виктора Орта. Это его собственный дом, построенный в 1898 году. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, попасть внутрь нам не удалось, по понедельникам музей закрыт.
  • Особняк Анон (Hotel Hanon) на углу Avenue de la Jonction и avenue Brugmann. Этот особняк был спроектирован Жюлем Брюнфо для инженера Эдуарда Анона, в оформлении интерьеров принимали участие многие известные художники и дизайнеры.
  • С особняком Анон соседствует особняк «Совы» (Les Hiboux). Адрес – avenue Brugmann 55. Не пропустите, совы просто замечательные.
  • Собственный дом Поль Анкар выстроил себе на той же улице Дефакс — номер 71.
    Брюссель — чудесный город, а его дома в стиле Ар нуво — просто must see!
    Рекомендуем город к обязательному посещению.

Музей и сад Ван Бюрен (Museum and Garden Van Buuren), Брюссель.
Изюминкой нашего путешествия стал дом-музей семейства Ван Бюрен. Давид Ван Бюрен в юности мечтал стать художником, но стал финансистом. В 1909 г. перебрался в Брюссель, где начал свою карьеру в частном банке «Кассель». В 1922 г. он женился на Алисе Пьетт, с которой они счастливо прожили в браке более 30 лет. Супруги были страстным коллекционерами живописи, а свой дом они оформили в стиле Ар-деко.
Мы в восторге, влюбились в этот роскошный стиль и решили, что ещё раз вернёмся сюда.

Полотно Питера Брейгеля Старшего (1525-1569) «Падение Икара».
К слову, авторство картины до сих пор оспаривается большинством специалистов — скорее всего, до нас дошли более поздние копии с утраченного оригинала. Есть две версии знаменитой картины: одна из них, получившая всемирную известность, находится в собрании Королевского музея изящных искусств, вторая — в собрании музея Ван Бюрен.
Картину из коллекции Ван Бюрена нам удалось увидеть воочию во время нашей арт-поездки в Бельгию.

  • Кстати, мы обязательно повторим наше путешествие в Бельгию! Оставляйте заявки!!!
    Присоединяйтесь — www.lectoriumart.ru

Контакты

107031, г. Москва, ул. Пушечная д. 7/5, стр. 2

+7 (495) 649 99 58
+7 (926) 770 51 48
info@lectoriumart.ru
Адрес: 107031, г. Москва, ул. Пушечная д. 7/5, стр. 2
+7 (495) 649 99 58
+7 (926) 770 51 48
info@lectoriumart.ru