Импрессионизм и пейзаж — что нового?

Импрессионизм – это влиятельное направление в живописи, перетекающее из последней трети XIX века в начало XX столетия. Считается, что именно импрессионизм заложил основы современной живописи со всеми ее авангардными течениями.

Что значит «импрессионизм»?

Если долго смотреть на полотна импрессионистов, то можно почувствовать свежий ветер, который был так нужен после застоя академической живописи. Импрессионизм – это солнечные блики, капли дождя и морская рябь.

Импрессионизм произошёл от французского слова «Impression» — впечатление. Впервые данный термин употребил Луи Леруа в статье о «Салоне отверженных» (это выставка, которая проходила параллельно официальной. Экспонаты выставки были отвержены жюри Парижского салона в 1860-х и 1870-х годах). Тогда французский журналист назвал контрвыставку – «L’Exposition des impressionnistes» –  «Выставкой впечатленцев». Кажется, что Леруа язвил, но термин прижился и остался за Отверженными и по сей день.

Салон Отверженных

Против мира всего

Импрессионисты выступали против классицизма, салонной живописи и приятных в искусстве условностей. Их восхищала повседневность, а отнюдь не романтические сюжеты (кстати, романтизм их тоже не устраивал). Они боролись за возможность рисовать то, что видит глаз каждого в определенную секунду времени: живой и динамичный сюжет, простой, но оставляющий приятный шлейф духа повседневности.

Эдгар Дега «Звезда»

Чем выделяется импрессионизм?

Вглядываясь в шедевры импрессионистов, зритель может уловить общие черты, которые характерны для большинства бывших Отверженных:

«здесь и сейчас», то есть художник запечатлевает конкретный момент времени, и то, что видит его глаз в данную секунду (конкретность места и действия);

«подвижность»; кажется, что герои на картине вот-вот оживут и продолжат свой танец или завтрак; облака продолжат свой путь, а рябь на воде будет мерцать в лучах восходящего солнца;

«главный акцент»; импрессионисты недотошны до мелких деталей; глаз на картине всегда цепляется за одно большое (главное) событие, которое пожелал выделить художник: силуэт, краски, образ в целом, эмоции – да, мелкая прорисовка деталей – нет;

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

наличие «спецэффектов»: полотна импрессионистов завораживают зрителя не только сюжетом, но и способом прорисовки сюжета. Отверженные любят использовать рябь, блики, мерцание, дрожь, трепетание, то есть все то, что способно подчеркнуть изменчивость сюжета в каждую секунду времени;

повседневность – это то, чем восхищаются импрессионисты. На их полотнах вы не увидите религиозных, мифологических или исторических сюжетов. Это они оставили академистам. Отверженные находят шарм в повседневных действиях и ритуалах, например, таких, как завтрак, репетиции балета, беседа в кабаке, восход солнца. Кстати, импрессионисты очень часто пишут пейзажи, глядя на которые, зритель может прочувствовать, как медленно движется туман над еще не проснувшейся водой, и вот-вот рябь усилится от порыва ветра.

Пьер Огюст Ренуар «Танец в Буживале»

Импрессионистский пейзаж vs академический пейзаж

Кажется, что в изображение природы нельзя привнести чего-то нового, ведь пейзажи писали всегда, но и здесь импрессионисты внесли свои коррективы. Известно, что импрессионисты – это не просто определенный стиль и техника живописи, это стиль жизни и особенный взгляд на нее. Нельзя смотреть на жизнь, находясь в стенах студии.

«Студийный закат» — это лишь обобщенный, абстрактный образ заката. Импрессионисты же стремились изобразить подлинную сиюминутную повседневность, поэтому писали пейзажи исключительно на пленэре. Работая в поле или на улице, художник получил возможность изобразить мир таким, каким он видит его в данный момент времени.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»

Особенности импрессионистского пейзажа:

— отсутствие четких контуров и детализации (возможны такие случаи, когда часть картины прорисована, а часть нет);

— использование крупных и энергичных мазков;

— использование мазков вместо контуров: четкая линия заменяется на мелкие контрастные мазки;

— импрессионисты не пользовались палитрой при написании пейзажей: они наносили мазки чистой краски близко друг к другу. Поэтому на импрессионистские полотна лучше смотреть с некоторого расстояния.

 

Отверженные ломали форматы восприятия картин: они заметили, что в зависимости от изменения естественного освещения меняется и восприятие объектов. Наверное, многие знают, что у Клода Моне 4 варианта картины «Стога Сена» и больше десятка вариантов изображения «Руанского собора» в зависимости от времени дня и года. И такое изображение предметов рушило стереотипы: например, то, что мы привыкли видеть чисто красным, могло приобрести фиолетовый оттенок.

Клод Моне «Руанский собор, портал и башня в солнце, гармония голубого и золота»
Клод Моне «Руанский собор, Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого»
Клод Моне «Руанский собор, Западный портал и башня в полдень, Гармония голубого и золота»

Предлагаем ознакомиться с именами отцов-основателей импрессионизма:

  • Клод Моне и Эдуард Мане: путаница в фамилиях – это то, к чему привыкли два великих импрессиониста уже в самом начале своей карьеры. Однажды на выставке Мане поздравляли с успехом Моне. Несмотря на этот факт, между художниками завязалась хорошая дружба.
  • Эдгар Дега: Мане познакомил Дега с молодыми художниками-импрессионистами. Последний же не разделяет общего веяния рисовать на свежем воздухе, его больше привлекают повседневные мотивы, а также эксперименты с ракурсами планами.
  • Пьер Огюст Ренуар: импрессионист, который первый получил признание среди французской публики. В 1880-е годы вкус Ренуара изменился, и он вернулся к видоизменному академизму.
  • Камиль Писсарро: большой любитель пейзажей, благодаря которым он и прославился. Он стремился выразить физическое ощущение света.
  • Поль Сезанн: этого француза причисляют к представителям так называемого постимпрессионизма. Картины Сезанна выражают его внутреннюю противоречивую натуру: в них можно увидеть бешенную энергию притяжения и отталкивания, религиозные терзания и многочисленные страхи.
  • Альфред Сислей был явным сторонником пленэра: его картины славятся ощущением большого количества свежего воздуха и достоверным изображением неба.

Если хотите больше узнать об импрессионизме, пишите нам! Мы с радостью расскажем!

Контакты

107031, г. Москва, ул. Пушечная д. 7/5, стр. 2

+7 (495) 649 99 58
+7 (926) 770 51 48
info@lectoriumart.ru
Адрес: 107031, г. Москва, ул. Пушечная д. 7/5, стр. 2
+7 (495) 649 99 58
+7 (926) 770 51 48
info@lectoriumart.ru