Курс лекций: Искусство Бельгии и Нидерландов в XVII веке
Вакхическая живопись фламандцев и тихий уют голландских бытовых сцен. Монументализация витальности и неизбежное memento mori. Препарируем барочную противоречивость!
Начало
в любой момент
Доступ
навсегда
Длительность
9 ч
3000 руб.
Стоимость курса 3000 рублей
Курс лекций «Искусство Бельгии и Нидерландов в XVII веке»:
Голландские натюрморты XVII века: скрытые символы и реализм «тихой жизни»
«Малые голландцы»: пейзажи, натюрморты, жанровые сцены
Ян Вермеер Дельфтский: поэзия образов
Рембрандт ван Рейн: свет и тень мифа и реальности
Питер Пауль Рубенс: король художников и художник королей
Антонис ван Дейк и другие ученики мастерской Рубенса
Для кого этот курс
Любителей живописи эпохи барокко
Контрасты светотени, размашистость кисти, невероятная динамика композиции и игра цветовых сочетаний - всеми этими чертами мы насладимся сполна в течении нашего курса
Начинающих искусствоведов и профессионалов
Рассмотрим множество памятников разной степени известности и применим новейшие искусствоведческие концепции для их анализа
Того, кто хочет больше узнать о живописи XVII столетия
Разбираемся с тем, что скрывает понятие Золотого века в Голландии и Фландрии
Что вы узнаете?
Почему искусство Голландии так тесно связано с поэтизацией повседневности
Зачем барокко понадобился подобный культ телесности и материальности
Как связана тихая жизнь и мертвая натура в натюрмортах XVII века
Программа курса
8
9 ч
Лекция 1
Питер Пауль Рубенс: король художников и художник королей
Лекция 1
Питер Пауль Рубенс: король художников и художник королей
Лидер антверпенской художественной школы и выдающийся представитель фламандского барокко, Питер Пауль Рубенс создает в начале XVII века собственный неповторимый стиль. Картины Рубенса отличаются виртуозным исполнением, а пиршество цвета на его работах напоминает о том, что фламандское барокко во многом вырастает из живописи Северного Ренессанса.
Римские папы и многие европейские правители старались заполучить шедевры Рубенса в свои коллекции. Однако сам мастер часто делал лишь эскизы, оставляя финальный вариант ученикам. Но несмотря на величие Рубенса как живописца, из его мастерской выходит целая плеяда замечательных мастеров — от Снейдерса до Йорданса, которые не просто следуют манере учителя, но и создают свои неповторимые шедевры
На лекции мы поговорим как о живописи «короля художников и художника королей», так и о его учениках
Лекция 2
Антонис ван Дейк и другие ученики мастерской Рубенса
Лекция 2
Антонис ван Дейк и другие ученики мастерской Рубенса
Питер Пауль Рубенс – не только гениальный мастер живописи первой половины XVII века. Он также создает огромную мастерскую, и позволяет своим ученикам развивать собственные таланты.
Одним из самых одаренных учеников Рубенса был Антонис ван Дейк – юный вундеркинд, который поражал всех своим мастерством живописца с ранних лет. Он писал и религиозные, и мифологические картины, но прославился в первую очередь своими портретами. Переехав в Англию, он создает практически канон парадного портрета, на который будут ориентироваться английские мастера в течение следующего столетия.
Якоба Йорданса не случайно называют самым «народным» живописцем Фландрии. В его картинах мы найдем живописные иллюстрации к нидерландским пословицам, сюжеты античных басен Йорданс превращает в рассказ о фламандских крестьянах своего времени.
Соседи фламандцев – северные нидерландские провинции – будут очень ценить Йорданса и регулярно приглашать его в Гаагу и Амстердам, отдавая предпочтение фламандскому мастеру, а не своим землякам.
Еще один крупный мастер, который также тесно связан с мастерской Рубенса – это Франс Снейдерс. Он создает многочисленные натюрморты, которые показывают особенность фламандского барокко – помни о смерти, но пока ты жив – радуйся жизни. Его столы изобильно наполнены дичью, фруктами, слуги вносят все новые блюда, а попугай пробует ягоды винограда. И конечно, все эти образы наполнены скрытой символикой, разгадывать которую – дополнительное удовольствие для зрителей этих натюрмортов.
Лекция 3
«Малые голландцы»: пейзажи, натюрморты, жанровые сцены
Лекция 3
«Малые голландцы»: пейзажи, натюрморты, жанровые сцены
Небольшие дома, темные стены, картины очень скромных размеров в темных рамах, которые почти сливаются со стеной – и создают удивительный эффект расширения пространства – взгляд нидерландского купца или ремесленника, или даже крестьянина уходит в даль моря, по которой плывет парусное судно, или бесконечно любуется нюансами сыра и хлеба, и чуть запотевшим бокалом вина
На территории северных нидерландских провинций преобладает кальвинизм, а основатель этой ветви протестантизма Кальвин был непримирим к украшению храмов алтарями и другими произведениями искусства. Поэтому в искусстве мастеров «голландского золотого века» почти не встречаются религиозные сюжеты, и расцветают жанры – натюрморта, пейзажа, а также картины с назидательными и веселыми сюжетами.
Живопись должна радовать глаз и напоминать о бренности человеческого существования – именно это делают «малые голландцы». Их называют «малыми» из-за небольшого формата картин, но сейчас залы голландского искусства в музеях всегда наполнены посетителями, которые любуются делфтским фарфором и разгадывают смыслы сценок в трактирах и уютных голландских домиках
Лекция 4
Голландские натюрморты XVII века: скрытые символы и реализм «тихой жизни»
Лекция 4
Голландские натюрморты XVII века: скрытые символы и реализм «тихой жизни»
Термин «stilleven» — тихая жизнь – впервые появляется на натюрморте Эверта ван Алста в середине XVII века. А как устоявшийся термин – только в следующем, XVIII веке. И при этом XVII век в Нидерландах – это золотой век не только живописи Рембрандта и Вермеера, но и век натюрморта: букеты цветов Амброзиуса Босхарта старшего, Балтасара ван дер Аста, Руланта Саверея, Яна Давидса де Хема, Яна ван Хейсума, фрукты Абрахама Миньона, Рахела Рейсха, Адриана Коорте, рыбные лавки Якоба Кейпа, Эманюэля де Витте, Бартоломеуса ван дер Хелста, Виллема Ормеа, сервированные столы Хенрика Герритса Пота, Виллема Калфа, Питера Класа, Виллема Класа Хеды.
Культ частного быта сопутствует небывалому для маленькой страны развитию наук – голландцы печатают запрещенные в Ватикане труды Николая Коперника, приглашают Рене Декарта, который выигрывает премию в 100 тысяч флоринов за создание сетки координат. Антони ван Левенгук создает микроскоп, а Бенедикт Спиноза пишет свои философские сочинения. И все это отражается в натюрмортах – подзорная труба, глобус, книги, часы, географические карты. Отдельно нужно сказать о натюрмортах с музыкальными инструментами – многочисленные лютни, скрипки, флейты, верджинали убедительно показывают тесную связь между живописью и музыкой в Нидерландах.
Голландский натюрморт появляется не на пустом месте – еще в эпоху Ренессанса Робер Кампен, братья ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Петрус Кристус, Ганс Мемлинг создают шедевры, где «тихая жизнь»вещей является неотъемлемой частью алтарей. Темы тщетности бытия и любования прекрасным миром «малых вещей» продолжают соседствовать и на картинах живописцев XVII столетия.
Символизм голландского натюрморта опирается на многие сюжеты Священного Писания. Так, «завтраки» напоминают зрителю и о Тайной Вечере, и об искушении Христа, увядшие лепестки и листья растений – о преходящем характере мирской красоты, рыба – о знаке первых христиан и словах Христа, обращенных к апостолам — «ловцы человеков».
Голландский натюрморт – тема неисчерпаемая, и на лекции мы увидим лишь малую часть великолепных работ мастеров «золотого века» Нидерландов, которая позволит нам поговорить о скрытых символах этого жанра и насладиться «stilleven».
Лекция 5
Ян Вермеер Дельфтский: поэзия образов
Лекция 5
Ян Вермеер Дельфтский: поэзия образов
Вермеер создает завершенный микрокосм — человек и окружающее его пространство предстают как образ целостного мира. Но при этом он жертвует многим, ограничивая себя созданием малоформатных картин с очень несложным сюжетом. Персонажи художника скорее имперсональны и выявляют общий эмоциональный настрой, распространяющийся на все предметы на холсте. Замедленный ход времени полностью соответствует этому эмоциональному состоянию и превращает банальный сюжет в поэтическое переживание.
«Линия правды» неотделима от «линии красоты» в «Женщине, взвешивающей жемчуг», равновесие целого и безупречность отбора всех элементов поражают в «Женщине, пишущей письмо в присутствии служанки», совершенство колориста заставляет останавливаться у «Молочницы», любуясь многочисленными градациями белого, синего, красного, зеленого. Вермеер, как никто другой, создает произведения на грани абсолютного совершенства, показывая образ прекрасного мира на примере обыденных явлений реального мира.
Лекция 6
Рембрандт ван Рейн: свет и тень мифа и реальности
Лекция 6
Рембрандт ван Рейн: свет и тень мифа и реальности
Величайший голландский художник XVII века Рембрандт ван Рейн начинает свою карьеру художника с создания картин в «гладкой» манере, передавая мелкие детали с удивительным иллюзионизмом, а заканчивает произведениями, живописная поверхность которых кажется красочной «лавой», а в фокусе внимания зачастую – лишь лицо и руки персонажа. Однако эти лица так завораживают зрителя, что после нескольких минут всматривания в картину возникает ощущение длительного разговора с пожилой женщиной или стариком. Сама вечность предстает перед нами, время растягивается и исчезает, клокочущая темнота, из которых луч света выхватывает лицо Гомера или Артаксеркса, отражает всеобщую борьбу добра со злом, вселенную, где сражение света и тени рассказывает зрителю бесконечную историю, одновременно и мифологическую, и реальную.
6 лекций
О лекторе
Елена Забродина
Историк искусства, писатель
Выпускница факультета истории искусств РГГУ. Участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов. Работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На данный момент Елена пишет кандидатскую диссертацию в МГУ.
Преподавательский стаж - 10 лет
Факультет истории искусств РГГУ
Более 5 лет
Искусство северного и итальянского Ренессанса
Как проходит обучение
После оплаты вы получаете доступ к видеолекциям
Курс разбит по темам (лекции от 20 минут)
Смотрите лекции в удобном для вас темпе и выполняете тест на проверку знаний
Оставшиеся вопросы можно задать нашему лектору. Он с удовольствием даст обратную связь!
Начало:
В любое время
Стоимость курса
3000 руб.
Быстрая оплата
wereis
Вам понравится
Ренессанс: другой взгляд. Альбрехт Дюрер, Ганс Бальдунг Грин, Альбрехт Альтдорфер
Запись лекции
2 ч
750 руб.
Ренессанс: другой взгляд. Микеланджело, Корреджо, Пармиджанино
Запись лекции
2 ч
750 руб.
Распутницы и красавицы: легко ли быть женщиной в эпоху Средневековья?
Запись лекции
2 ч
750 руб.
5 жемчужин Венеции: от Сан-Марко к Сан-Джорджо Маджоре
Запись лекции
2 ч
500 руб.
Часто задаваемые вопросы
1. Вы выбираете тему,
2. Оплачиваете ее,
3. За час до начала лекции Вам на почту приходит ссылка-приглашение,
4. При переходе по ссылке Вы попадаете на специальную платформу, которая транслирует онлайн-лекцию,
5. Лектор ведет устный рассказ, который сопровождается визуальной презентацией,
6. Вместе обсуждаем изученный материал, искусствовед отвечает на вопросы слушателей,
7. Запись лекции высылается Вам на почту спустя 3 дня после вебинара (действительна в течение 1 месяца).
Необходимо написать на нашу почту lectorium.art@gmail.com.
В течение 3-х дней мы пришлем запись на Вашу почту. Рекомендуем проверять папку «Спам». Иногда наши письма попадают туда.
Курс — это несколько лекций, объединенных одной тематикой. Это возможность погрузиться в определенную эпоху или страну.
Как правило, курс записывается заранее, чтобы Вы могли смотреть его в удобном для Вас режиме.
Также есть онлайн-курсы: у Вас есть возможность посещать вебинары и задавать вопросы на лекциях.
Офлайн-встречи проходят в уютном пространстве Музея Экслибриса по адресу: г. Москва, ул. Пушечная д. 7/5, стр. 2.