Окно в Европу? Западноевропейские влияния в русской культуре второй половины XVII века
В нашей памяти формулировка «окно в Европу» крепко-накрепко связана с представлениями о преобразованиях Петра Великого. Она удобна, понятна и в принципе правдива. Однако, как это часто бывает, понятные формулировки содержат в себе элемент утрированного обобщения, с которым было бы интересно разобраться
момент
И архитектура, и живопись на Руси в XVII столетии активно перерабатывают приемы, привнесенные западноевропейскими мастерами. Гораздо разнообразнее становится литература, знакомящая древнерусского читателя с новыми образами и идеями. В области развлечений (доступных, однако, самым статусным лицам государства) скоморошечью культуру почти полностью вытесняют музыкальные концерты на чужестранный манер. Меняется отношение к скульптуре, сады украшаются фонтанами и обманками, даются первые театральные представления. И все это происходит задолго до петровского царствования! Носило бы оно иной характер, если бы детский мир молодого правителя не был бы пропитан иностранными влияниями?