Валентин Серов: что скрыто за его картинами

Валентин Александрович Серов известен современности как один из выдающихся художников рубежа XIX-XX столетий. Предлагаем вам окунуться в историю некоторых картин великого творца.

 

Портрет императора Николая II

Многие помнят знаменитый портрет последнего императора династии Романовых в серой тужурке. Он весьма отличается от парадных портретов предшественников Николая II: нет ни мехов, ни драгоценностей, ни помпезного пейзажа на заднем плане.

Серов никак не мог сделать удачный эскиз императора и несколько раз переделывал работу. И вдруг Николай Александрович просто сел за стол, а художник остановил это мгновение и перенес его на полотно.

Однако жене императора, Александре Фёдоровне, эта работа не нравилась. Она то и дело давала художнику советы. В конце концов, Серов не выдержал и предложил ей самой закончить картину. Императрица залилась краской и выбежала из комнаты.

Портрет, выполненный Серовым, лишен того лоска и недосягаемости, которые присущи парадным портретом. Художник хотел показать, что даже император имеет «человеческое» лицо.

Для сравнения: два портрета императоров династии Романовых.

В.А.Серов «Портрет императора Николая II»
Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия»

Похищение Европы

Сюжет данной картины Серов взял из древнегреческой мифологии. В 1907 году художник путешествовал по Греции, исследовал фрески Кносского дворца на острове Крит, где у него и возникла идея воспользоваться этим античным сюжетом.

В Греции он начал создавать первые наброски быков. Однако прототипы для героев художник нашел не сразу: он путешествовал по Италии, Испании и Франции. В небольшой итальянской деревушке Орвиетто Серов нашел подходящего мощного быка, а в Париже – натурщицу. В солнечном Биарицце он зарисовал волны, которые мы видим на его знаменитом полотне.

Валентин Александрович переписывал эту работу несколько раз, ища подходящие оттенки и постоянно дорабатывая композицию. В итоге он остановился на варианте в стиле модерн: схематичное изображение предметов и минимальное количество деталей. А коричневые и синие оттенки полотна напоминают классический цветовой набор фресок Кносского дворца.

В.А.Серов «Похищение Европы»

Выезд Екатерины II на соколиную охоту.

В начале 1900-х годов Валентин Серов принимал участие в создании иллюстративного издания «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (совместно с другими участниками объединения «Мир искусства»). Данная картина принадлежит третьему тому, который посвящён охоте конца XVII — начала XVIII века.

Если посмотреть на изображенную Серовым сцену охоты Петра II, то можно увидеть, что картина полна динамики: несется борзая, птицы взимаются в небо, лошади мчатся на всех парах. Здесь много мелких деталей: имеет место проработка костюмов и убранство лошадей.

Картина, посвященная Екатерине II, пропитана более спокойной атмосферой: сумрак только начинает спускаться, и ранним вечером следует величавый кортеж императрицы. Широкие мазки не оставляют место мелким деталям. На этой картине мы не увидим, какими камнями украшена узда лошади и какое платье надела Екатерина II по этому случаю. Скорее, это лишь ритуальная прогулка императрицы, требуемая по статусу, а не азартная игра.

В.А.Серов «Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту»
В.А.Серов «Выезд Екатерины II на соколиную охоту»

Контакты

107031, г. Москва, ул. Пушечная д. 7/5, стр. 2

+7 (495) 649 99 58
+7 (926) 770 51 48
info@lectoriumart.ru
Адрес: 107031, г. Москва, ул. Пушечная д. 7/5, стр. 2
+7 (495) 649 99 58
+7 (926) 770 51 48
info@lectoriumart.ru